Утверждаю:_______________
«29»августа2025г.
Заведующая МБДОУ Краснопольский
детский сад «Малышок»
Натейкина Т.П.
Рабочая программа организованной
образовательной деятельности «Музыка»
детей младшего и старшего дошкольного
возраста
Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
Краснопольского детского сада
«Малышок»
на 2025-2026 учебный год
Составитель: Михайлова Р.С.,
музыкальный руководитель
Краснополье
2025
1
Структура рабочей программы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Титульный лист
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование в младшей группе
Календарно-тематическое планирование в старшей группе
Целевые ориентиры
Список литературы
2
2. Пояснительная записка
Рабочая программа по видам образовательных областей детей среднего и старшего дошкольного
возраста составлена на основе:
Положения о рабочих программах МБДОУ Краснопольский детский сад «Малышок»;
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
Учебного плана МБДОУ Краснопольский детский сад «Малышок»;
Основной образовательной программы МБДОУ Краснопольского детского сада «Малышок»
разработанной на основе примерной основной образовательной программы дошкольного
образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г.№2/15);
Парциальной Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От
рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Васильевой М.А., Комаровой Т.С..
Объем и содержание программы: Программа по музыке рассчитана на 72 часа в младшей группе
и 72 часа в старшей группе.
Ведущие цели программы :
Цель: создание условий для развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и
понимания произведений музыкального искусства, восприятия музыки, реализация
самостоятельной творческой деятельности.
Задачи:
- формировать основу музыкальной культуры дошкольников;
- ценностные ориентации средствами музыкального искусства;
- обеспечить эмоционально-психологическое благополучие, охрану и укрепление
здоровья детей.
Цели и задачи образовательной области.
Музыкальная деятельность. Приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование основ
музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами;
воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма,
музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений
в этом виде деятельности.
Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной
творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.
Музыкальная
деятельность
Вторая группа раннего возраста
(от 2 до 3 лет)
Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие
танцевальные движения.
Слушание. Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы
разного характера, понимать, о чем (о ком)
поется, и эмоционально реагировать на содержание.
Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно,
металлофона).
3
Пение.Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в
песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.
Музыкально-ритмические движения. Развивать эмоциональность и образность восприятия
музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить
движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать
повороты кистей рук и т. д.). Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее
окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет).
Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым
галопом), выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением
характера музыки или содержания песни.
Младшая группа
(от 3 до 4 лет)
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.
Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем.
Способствовать
развитию музыкальной памяти. Формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать
характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее реагировать.
Слушание.Учить слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать
и определять, сколько частей в произведении.
Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы — септимы, замечать
изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо).
Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных
инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).
Пение. Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения
в диапазоне ре (ми) — ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать
характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).
Песенное творчество.Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых
мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по
образцу.
Музыкально-ритмические движения.Учить двигаться в соответствии с двухчастной формой
музыки и силой ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание.
Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить маршировать вместе со
всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку.
Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать попеременно двумя ногами
и одной ногой.
Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и
согласно темпу и характеру музыкального произведения с предметами, игрушками и без них.
Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и
сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок,
клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д.
Развитие танцевально-игрового творчества. Стимулировать самостоятельное выполнение
танцевальных движений под плясовые мелодии.
Учить более точно выполнять движения, передающие характер изображаемых животных.
Игра на детских музыкальных инструментах. Знакомить детей с некоторыми детскими
музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой,
барабаном, а также их звучанием.
Учить дошкольников подыгрывать на детских ударных музыкальных
инструментах.
Средняя группа
(от 4 до 5 лет)
Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание ее слушать, вызывать эмоциональную
отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.
4
Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной
культуры.
Слушание. Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, дослушивать
произведение до конца).
Учить чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои
впечатления о прослушанном.
Учить замечать выразительные средства музыкального произведения: тихо, громко, медленно,
быстро. Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты,
септимы).
Пение.Обучать детей выразительному пению, формировать умение петь протяжно, подвижно,
согласованно (в пределах ре — си первой октавы). Развивать умение брать дыхание между
короткими музыкальными фразами. Учить петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко
произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки.
Учить петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).
Песенное творчество.Учить самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на
музыкальные вопросы («Как тебя зовут?»,
«Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты?»). Формировать умение импровизировать мелодии на
заданный текст.
Музыкально-ритмические движения. Продолжать формировать у детей навык ритмичного
движения в соответствии с характером музыки.
Учить самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трех-частной формой музыки.
Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в
парах.
Учить детей двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на
пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и
обратно), подскоки.
Продолжать совершенствовать у детей навыки основных движений (ходьба: «торжественная»,
спокойная, «таинственная»; бег: легкий, стремительный).
Развитие танцевально-игрового творчества. Способствовать развитию эмоционально-образного
исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок,
используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т.
д.).
Обучать инсценированию песен и постановке небольших музыкальных спектаклей.
Игра на детских музыкальных инструментах.Формировать умение подыгрывать простейшие
мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.
Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.
Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и
современной музыкой.
Продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический,
тембровый, динамический слух.
Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и
импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах; творческой активности детей.
Слушание. Учить различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня).
Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам
произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза).
Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания
музыкальных инструментова (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель,
балалайка).
Пение. Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой
октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами,
5
произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально
передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.
Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него.
Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного
характера.
Развивать песенный музыкальный вкус.
Песенное творчество.Учить импровизировать мелодию на заданный текст.
Учить детей сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или
бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.
Музыкально-ритмические движения.Развивать чувство ритма, умение передавать через движения
характер музыки, ее эмоционально-образное содержание.
Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие
перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или мед-ленному темпу, менять
движения в соответствии с музыкальными фразами.
Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочередное
выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед,
кружение; приседание с выставлением ноги вперед).
Познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов.
Продолжать развивать навыки инсценирования песен; учить изображать сказочных животных и
птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц,
журавль, ворон и т. д.) в разных игровых ситуациях.
Музыкально-игровое и танцевальное творчество. Развивать танцевальное творчество; учить
придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя
самостоятельность в творчестве.
Учить самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни.
Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.
Игра на детских музыкальных инструментах. Учить детей исполнять простейшие мелодии на
детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами,
соблюдая при этом общую динамику и темп.
Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.
Подготовительная к школе группа
(от 6 до 7 лет)
Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус.
Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный
отклик при восприятии музыки разного характера.
Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух.
Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под
музыку.
Обучать игре на детских музыкальных инструментах.
Знакомить с элементарными музыкальными понятиями.
Слушание.Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты —
терции; обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную
память. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.
Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера, концерт,
симфонический концерт), творчеством композиторов и музыкантов.
Познакомить детей с мелодией Государственного гимна Российской Федерации.
Пение.Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.
Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от до первой
октавы до ре второй октавы; учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать
внимание на артикуляцию (дикцию).
Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным
сопровождением и без него.
6
Песенное творчество. Учить самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца
русские народные песни; самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и
без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы.
Музыкально-ритмические движения.Способствовать дальнейшему
развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в
соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное
содержание.
Знакомить с национальными плясками (русские, белорусские, украинские и т. д.).
Развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения
различных образов при инсценировании песен,
театральных постановок.
Музыкально-игровое и танцевальное творчество.Способствовать разви-тию творческой
активности детей в доступных видах музыкальной исполни-тельской деятельности (игра в оркестре,
пение, танцевальные движения и т. п.).
Учить импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, конькобежец,
наездник, рыбак; лукавый котик и сердитый козлик и т. п.).
Учить придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с
воображаемыми предметами. Учить самостоятельно искать способ передачи в движениях
музыкальных образов.
Формировать музыкальные способности; содействовать проявлению активности и
самостоятельности.
Игра на детских музыкальных инструментах. Знакомить с музыкальными произведениями в
исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке.
Учить играть на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах,
русских народных музыкальных инструментах:
трещотках, погремушках, треугольниках; исполнять музыкальные произведения в оркестре и в
ансамбле.
7
3. Календарно-тематическое планирование
младшей группы «Солнышко»
Сентябрь
Вид деятельности Дата
Музыкальноритмические
движения:
Восприятие
музыкальных
произведений:
Пение:
Развлечение:
Программные задачи
1-2 неделя Побуждать детей передавать ритм
ходьбы и бега вместе с
(2,4,9,11 воспитателем.Учить детей
сент.)
двигаться с предметами
(листочками, флажками),
выполнять простые танцевальные
движения по показу воспитателя.
детейдетей
слушать
мелодию
3-4 неделя Учить
Побуждать
передавать
спокойного
характера,
простые игровые
действия.
(16 ,23 сент.) откликаться на музыку веселую,
плясовую. Учить различать тихое
и громкое звучание . Отмечать
хлопками изменение мелодии
музыки.
4-5 неделя Приобщать
детей к пению,
побуждать малышей подпевать
(18,25 сент.) взрослому повторяющиеся слова.
30сент.
Развивать эмоциональную
отзывчивость малышей.
Закреплять знание знакомой
сказки.
Репертуар
«Ловим – бегаем»
обр.Е.Тиличеевой,
«Мы
шагаем» обр. Р.Рустамова,
«Листики-платочки» Гольцов,
«Свободная пляска», «Гопачок»
А.Макшанцева, «Игра в
прятки» Р.Рустамов.
«Колыбельная» Е.Тиличеева,
«Ах вы, сени!» р.н.м., «Ловкие
ручки» Е.Тиличеева.
«Да-да-да!» Е.Тиличеева,
«Кошка» Ан.Александров.
«Курочка Ряба».
Октябрь
Вид деятельности Дата
Музыкальноритмические
движения:
Восприятие:
Пение:
Программные задачи
Продолжать формировать
способность воспринимать и
(2,9,16 окт.) воспроизводить движения,
показываемые взрослым. Учить
детей начинать движения с
началом музыки и заканчивать с
ее окончанием. Побуждать детей
передавать игровые образы.
2-3 неделя Учить детей слушать музыку
контрастного характера:
(7,14 окт.)
спокойную и бодрую и т.д. Учить
малышей различать высокие и
низкие звуки.
3-4 неделя Вызывать активность детей при
подпевании и пении, стремление
(21,23,28
внимательно вслушиваться в
окт.)
песню.
1-3 неделя
Репертуар
«Флажки» лат.н.м.,
«Ходим-бегаем» Е.Тиличеева,
«Гопачок» А.Макшанцева,
«Певучая пляска»,
«Кошка и котята» В.Витлин.
«Баю-баю» М.И.Красев,
«Праздничная» Т.Попатенко.
«Птица и птенчики»
Е.Тиличеева.
«Курочка» Т.Попатенко,
«Зайка» обр. Г.Лобачева.
8
Развлечение:
30 октября
Развивать эмоциональную
«Мы в лесу».
отзывчивость детей, побуждать их
активно участвовать в
развлечении.
Ноябрь
Вид деятельности Дата
Музыкальноритмические
движения:
1 неделя
Восприятие:
2 неделя
Пение:
Развлечение:
(4,6 нояб.)
Программные задачи
Побуждать малышей выполнять
простейшие действия с
предметами. Приобщать детей к
элементарным игровым
действиям. Вызвать у детей
желание играть в прятки.
Обогащать слуховой опыт детей
разным по высоте и тембру
(13,11 нояб.) звучанием. Приобщать детей к
слушанию простых песен.
3-4 неделя Побуждать малышей включаться в
исполнение песен, повторять
(18,20,25
нараспев последние слова каждого
нояб.)
куплета.
27 нояб.
Развивать эмоциональную
отзывчивость детей.
Репертуар
«Марш» Ю.Соколовский,
«Ножками затопали»
М.Раухвергер,
«В лесу» Р.Рустамов,
«Гуляем и пляшем»
М.Раухвергер,
«Где же
наши ручки?» Т.Ломова.
«Праздничная» Попатенко,
«Серенькая кошечка» В.Витлин,
«На чем играю?» Р.Рустамов.
«Птичка» Т.Попатенко,
«Вот так, хорошо!» Т.Попатенко,
«Зайка» обр. Г.Лобачева.
«Музыкальные игрушки».
Декабрь
Вид деятельности Дата
9
Музыкальноритмические
движения:
1-2 неделя
Восприятие:
2 неделя
(2,4,9 дек.)
(11 дек.)
Пение:
Программные задачи
Приобщать детей к исполнению
танца с атрибутами. Учить
выполнять притопы, «фонарики»,
«пружинки». Побуждать
передавать игровые образы,
ориентироваться в пространстве.
Учить детей малышей слушать
песню, понимать ее содержание.
Совершенствовать ритмическое
восприятие.
Репертуар
«Снежинки» Г.Вихарева,
«Вот какая елка!» обр.
Ю.Слонова, «Зайчики и лисичка»
Финаровский, «Игра с мишкой»
Г.Финаровский.
«Лошадка»М.Раухвергер,
«Зима» В.Красевой,
«Кукла шагает и бегает»
Е.Тиличеева.
3-5 неделя
Развивать умение подпевать
«Елка» Т.Попатенко,
повторяющиеся фразы. Развивать «Птичка» Т.Попатенко,
(16,18,23,25 эмоциональную отзывчивость
«Спи, мой мишка!» Е.Тиличеева.
дек.)
детей.
9
Развлечение:
30 дек.
Привлекать детей к посильному
«Здравствуй, Дед Мороз!».
участию в празднике.
Способствовать формированию
навыка перевоплощение в игровые
образы.
Январь
Вид деятельности Дата
Музыкальноритмические
2 неделя
(27 янв.)
движения:
Восприятие:
3 неделя
(15,20,22
янв.)
Пение:
4 неделя
(27,29янв.)
Развлечение:
13 янв.
Программные задачи
Репертуар
Развивать способность детей
воспринимать и воспроизводить
движения, показываемые
взрослым (хлопать, топать,
выполнять «пружинки»). Учить
детей ориентироваться в игровой
ситуации.
Учить малышей слушать веселые,
подвижные песни, понимать их
содержание. Развивать
звуковысотный и ритмический
слух.
Развивать умение подпевать
фразы в песне вместе с педагогом.
«Устали наши ножки» Т.Ломова,
«Стукалка» Ф.Теплицкая,
«Бубен» обр. Г.Фрида,
«Разбудим Таню» Е.Тиличеева.
«Машина» К.Волков,
«Зима» В.Красева,
«Теремок»рус.нар. прибаутка.
«Спи, мой мишка!» Е.Тиличеева,
«Машины» Ю.Чичков.
Развивать эмоциональную
«Дед Мороз и зайчики».
отзывчивость, поднять настроение
детей.
Февраль
Вид деятельности Дата
Музыкальноритмические
движения:
Восприятие:
Пение:
1-2 неделя
Программные задачи
Учить детей начинать движение с
началом музыки и заканчивать с
(3,5,10,12
ее окончанием, выполнять
февр.)
плясовые движения в кругу,
врассыпную; менять движения с
изменением содержания песни.
3 неделя
Учить малышей слушать песни
бодрого характера, понимать и
(17,19 февр.) эмоционально реагировать на их
содержание. Продолжать
развивать звуковысотный и
ритмический слух детей.
Репертуар
«Марш» Е.Тиличеева, «Паровоз»
А.Филиппенко, «Маленький
хоровод» М.Раухвергер, «Вот
денек» укр.н.м., «Догони нас,
мишка!» Е.Тиличеева.
«Самолет» Е.Тиличеева, «Игра с
лошадкой» Е.Кишко, «Теремок».
3-4 неделя Вызвать активность детей при
«Машенька-Маша» Е.Тиличеева,
(19,24февр.) подпевании. Постепенно приучать «Вот так,хорошо!» Т.Попатенко,
к сольному пению.
«Пирожок» Е.Тиличеева.
10
Развлечение:
26февр.
Развивать способность детей
следить за действиями игровых
персонажей, сопереживать,
активно откликаться на их
предложения.
«Ладушки в гостях у бабушки».
Март
Вид деятельности Дата
Программные задачи
Репертуар
Музыкальноритмические
движения:
1-2 неделя
Учить детей менять движения с
изменением характера музыки или
(3, 10 марта) содержания песни. Побуждать
детей принимать активное участие
в игровой ситуации.
«Ноги и ножки»
В.Агафонникова, «Приседай»
А.Роомэре, «Прилетела птичка»
Е.Тиличеева.
Восприятие
3 неделя
«Солнышко» М.Иорданский,
«Птички» Г.Фрид, дид/игра
«Чудесный мешочек».
Пение
Развлечение:
Внимательно слушать песни
веселого, бодрого характера,
(12,17
понимать их содержание.
марта)
Совершенствовать умение детей
различать звуки по высоте.
4-5 неделя Развивать умение подпевать
(19,24,26,31 фразы в песне, подражая
марта)
протяжному пению взрослого.
05 марта
Развивать у детей умение следить
за действиями сказочных
персонажей.
«Птичка» Т.Попатенко, «Вот
как хорошо» Т.Попатенко,
«Корова» Т.Попатенко.
«Свою маму берегите, дети!»
Апрель
Вид деятельности Дата
Музыкальноритмические
движения:
1-3 неделя
Восприятие:
3 неделя
(2,7,9,14
апр.)
14,16 апр.
Пение:
4-5 неделя
(21,23,28
апр.)
Программные задачи
Двигаться в соответствии с
характером и текстом песни,
начинать движение после
музыкального вступления.
Выполнять простейшие движения
с платочком, погремушкой.
Приобщать детей к слушанию
песен изобразительного характера.
Формировать ритмический слух
детей.
Учить детей петь протяжно с
педагогом, правильно интонируя
простейшие мелодии. Выполнять
движения по тексту песни.
Репертуар
«Светит солнышко»
А.Макшанцева, «Березка»
Р.Рустамова, «Погремушки»
М.Раухвергер.
«Дождик» обр. В.Фере, «Ноги и
ножки» Е.Тиличеева, «А кто
это?» Р.Рустамова.
«Праздничная»Т.Попатенко,
«Уточка» Т.Попатенко,
«Похлопаем в ладошки»
А.Макшанцева.
11
Развлечение:
30 апр.
Вызвать радость от встречи со
знакомым персонажем.
«Колобок».
Май
Вид деятельности Дата
Музыкальноритмические
движения:
1-2 неделя
Восприятие:
3 неделя
(5,7 мая)
12,14 мая
Пение:
3-4 неделя
(19,21,26
мая)
Развлечение:
28мая
Программные задачи
Репертуар
Учить детей двигаться в
соответствии с характером
музыки, меняя движения со
сменой частей. Формировать
умение детей двигаться с
флажками по кругу. Принимать
активное участие в игровой
ситуации.
Учить детей слушать и различать
по характеру контрастные пьесы.
Различать характер двух частей
пьесы (спит или пляшет).
«Ходим-бегаем» Е.Тиличеевой,
«Гуляем и пляшем»
М.Раухвергер, «Греет солнышко»
Т.Вилькорейская, «Кошка и
котята» В.Витлин.
Учить детей петь протяжно,
выразительно простые песенки,
понимать их содержание.
«Зайка» обр. Г.Лобачева,
«Кошка» Ан.Александрова, «Где
же наши ручки?» Т.Ломова.
Развивать эмоциональную
отзывчивость малышей.
«Теремок».
«В лесу» (медведь, зайка)
В.Витлин, «Мишка пришел в
гости» М.Раухвергер.
12
4. Календарно-тематическое планирование
в старшей группе «Дружная семья»
Сентябрь
Вид
деятельности
Музыкально ритмические
движения:
упражнен
ия
пляски
игры
творчеств
о
Слушание:
Дата
Программное содержание
1-2 неделя 1.Музыкально-ритмические навыки:
Формировать у детей навык ритмичного
(2, 4,9,11 движения. Учить детей двигаться в
сент.)
соответствии с характером музыки.
Обучать детей умению двигаться в парах
по кругу, менять движения в
соответствии со сменой частей музыки.
2. Навыки выразительного движения:
Совершенствовать танцевальные
движения: легкий бег, качание рук,
кружение; менять их в соответствии с
изменением характера.
Учить детей выразительно передавать
игровые образы.
3неделя
Репертуар
«Марш» Е.Тиличеева,
«Барабанщик»
Д.Кабалевский, «Качание
рук с лентами»
А.Жилинский,
«Нам весело» укр.н.м.,
«Васька-кот» Г.Лобачев,
«Заинька» обр.
Н.А.Римского-Корсакова.
Формировать навыки культуры слушания «Марш» Исаак Дунаевский,
музыки (не отвлекаться и не отвлекать
«Полянка» р.н.м.,
других), дослушивать произведение до
конца.
«Колыбельная» С.Левидов,
Развивать чувство ритма и правильную
артикуляцию.
Восприятие (16,18
музыкальны сент.)
х
произведени
й
Упражнение
для развития
слуха и
голоса
Пение:
4-5 неделя Обучать детей выразительному пению.
Формировать умение петь протяжно,
(23,25
Развитие
подвижно, согласованно.
певческих сент.)
Учить импровизировать песню петушка.
навыков
творчество
«Андрей-воробей» р.н.м.
«Котик» Е.Кишко,
«Чики-чики-чикалочки»
р.н.м., «Барабанщик»
В.Красев,
«Кто проснулся рано?»
Г.Гриневич.
Самостоятельная
деятельность:
регулярно Содействовать возникновению,
закреплению, у детей устойчивого
интереса к самостоятельному
музицированию.
Фланелеграф, клавиатура,
ноты, музыкальная лесенка.
13
Развлечение:
30 сент.
Побуждать детей к активному
восприятию спектакля, развивать
эмоциональную отзывчивость.
«Здравствуй, детский сад!»
Октябрь
Вид
деятельности
Музыкальноритмические
движения:
упражнен
ия
пляски
игры
творчеств
о
Слушание:
Дата
1-2
неделя
(2,7,9
окт.)
3 неделя
4 неделя
Развитие
певческих
навыков
творчество
Самостоятельная
деятельность:
1.Музыкально-ритмические навыки:
учить детей слышать, различать и
отмечать в движении двух и трех частей
музыкального произведения. Учить детей
двигаться парами по кругу и в хороводе,
инсценируя песни.
2. Навыки выразительного движения:
Продолжать совершенствовать навыки
основных
движений:
бег
легкий,
стремительный,
ходьба.Продолжать
учить детей свободно ориентироваться в
пространстве зала.
Восприятие (14,16
музыкальны окт.)
х
произведени
й
Упражнение
для развития
слуха и
голоса
Пение:
Программное содержание
(21,23,28
окт.)
Репертуар
«Лошадки» Л.Банникова,
«Упражнения с лентами»
Ф.Шуберт, «Мячики»
М.Сатуллина,
«Марш» Э.Парлов,
«Хлопки в ладоши» р.н.м.,
«Притопы» р.н.м.,
«Огородная хороводная»
Б.Можжевелов,
«Танец осенних листочков»
А.Т.Гречанинов, «Пляска
парами» Т.Попатенко,
«Ловишки с лошадкой».
Учить детей чувствовать характер
музыки, узнавать знакомые
произведения, высказывать свои
впечатления о прослушанной музыке.
«Полька» М.Глинка,
Формировать ритмический слух детей,
учить играть на ударных инструментах.
Развивать звуковысотный слух детей и
восприятие звуков септимы.
«Марш» Ф.Шуберт,
«Грустное настроение»
А.Штейнвиль,
«Полянка» р.н.м.,
«Пляска для лошадки»,
«Качели» Е.Тиличеева
Развивать умение детей брать дыхание
«Осенние распевки»,
между короткими музыкальными
«Игра с лошадкой» без
фразами. Способствовать стремлению
музыкального
петь мелодию чисто, смягчая концы фраз. сопровождения,
«Осенью» А.Филиппенко,
Формировать умение сочинять мелодию «Капельки» В.Павленко,
на слог.
«Котик».
регулярно Совершенствовать звуковысотный слух
детей. Побуждать заниматься
театрализованной деятельностью.
Игра «Птица и птенчики»
Е.Тиличеева,
«Три медведя».
14
Развлечение:
30 окт.
Прививать детям культуру восприятия
театрализованных действий.
«Осень к нам пришла»
Ноябрь
Вид
деятельности
Музыкальноритмические
движения:
упражнен
ия
пляски
игры
творчеств
о
Дата
Программное содержание
1.Музыкально-ритмические навыки:
Учить детей ходить и бегать под музыку
по кругу друг за другом и врассыпную,
(4,6,11,13 выполнять кружение и махи руками.
нояб.)
Слышать смену музыкальных фраз и
частей, соответственно менять движения.
1-2
неделя
Репертуар
«Ходьба и бег»,
«Мячики» М.Сатуллина,
«Кружение парами» обр.
М.Иорданского,
«Упражнение для рук»
Грибоедов,
2. Навыки выразительного движения: «Танец осенних листочков»
Продолжать совершенствовать навыки
А.Филиппенко,
основных движений. Развивать умение
«Ищи игрушку» обр.
ориентироваться в пространстве.
В.Агафонников,
Предложить детям творчески передавать «Прогулка с куклами»
Т.Ломова,
движения игровых персонажей.
«Колпачок» р.н.м.
Слушание:
2-3 неделя Учить детей слушать и понимать музыку «Вальс» Ф.Шуберт,
танцевального характера и
«Кот и мышь» Ф.Рыбицкий,
Восприятие (11,18
изобразительные моменты в музыке.
музыкальны нояб.)
х
Формировать звуковысотный слух детей:
произведени
развивать восприятие детьми звуков
й
кварты.
Упражнение
«Курицы» Е.Тиличеева.
для развития
слуха и
голоса
Пение:
Развитие
певческих
навыков
творчество
Самостоятельная
деятельность:
3-4 неделя Учить детей выразительно исполнять
песни спокойного характера, петь
(20,25,27 протяжно, подвижно, согласованно.
нояб.)
Уметь сравнивать песни и различать их
по характеру.
Предлагать детям самостоятельно
придумывать простейшие интонации.
Регулярно Совершенствовать звуковысотный слух
, по
детей,
желанию
«Мне уже четыре года»
Ю.Слонов, «Варись, варись,
кашка» Е.Туманян,
«Детский сад»
А.Филиппенко,
«Качели» Е.Тиличеева.
«Кто как поет» (кошка и
котята).
15
Развлечение:
27 нояб.
Воспитывать уважительное отношение к «Здравствуй, Зимушкастаршим товарищам, желание глядеть и Зима!»
слушать их выступление.
Декабрь
Вид
деятельности
Музыкальноритмические
движения:
упражнен
ия
пляски
игры
творчеств
о
Слушание:
Восприятие
музыкальны
х
произведени
й
Упражнение
для развития
слуха и
голоса
Пение:
Развитие
певческих
навыков
творчество
Самостоятельная
деятельность:
Дата
1-2
неделя
(2,4,9
дек.)
Программное содержание
1.Музыкально-ритмические навыки:
Учить детей самостоятельно
останавливаться с окончанием музыки;
учить бегать врассыпную, а затем ходить
по кругу друг за другом. Самостоятельно
начинать движение после музыкального
вступления.
Репертуар
«Бег с остановками»
Семенов,
«Бег врассыпную и ходьба
по кругу» Ф.Надененко,
«Веселый танец» Семенов,
«К деткам елочка пришла»
2.Навыки выразительного движения: А.Филиппенко,
двигаться
легко
непринужденно,
передавая в движении характер музыки. «Игра с погремушками»
Ф.Флотов,
Развивать у детей быстроту реакции.
«Кукла» М.Старокадомский.
Способствовать развитию
эмоционально-образного исполнения
сценок, используя мимику и пантомиму.
11 дек.
Учить детей образному восприятию
«Скакалки» А.Хачатурян,
музыки, различать настроение: грустное,
«Плач куклы» Т.Попатенко,
веселое, спокойное.
Выражать свои чувства словами,
рисунком, движениями.
Развивать тембровый слух детей.
«Угадай, на чем играю?»
3-5 неделя Формировать умение детей петь
протяжно, четко произнося слова, вместе
(16,18,23, начиная и заканчивая пение.
25,30 дек.)
Осваивать ритм плясовой и колыбельной.
Играть на бубне танец мышки и зайки.
«Елочка» Е.Левкодимова,
«Здравствуй, Дед мороз!»
Семенов,
регулярно Совершенствовать звуковысотный слух
детей.
«Курицы» Е.Тиличеева.
«Пляска мишки и зайки».
16
Развлечение:
30 дек.
Воспитывать стремление и желание
принимать участие в праздничных
выступлениях. Формировать чувство
сопричастности к общенародным
праздникам.
«Зимняя сказка».
Январь
Вид
деятельности
Музыкальноритмические
движения:
упражнени
я
пляски
игры
творчество
Слушание:
Дата
2-3 неделя 1.Музыкально-ритмические навыки:
Продолжать формировать у детей
(13,20,22 навык ритмичного выполнения
янв.)
танцевальных движений, учить детей
самостоятельно менять движения в
соответствии со сменой двух частей
произведения.
15янв.
Развитие
певческих
навыков
творчество
Самостоятельная
деятельность:
«Марш» В.Герчик,
«Упражнение с
погремушками»
Т.Вилькорейская.
«Всадники» Т.Ломова,
«Колпачок» р.н.м.
Учить детей замечать выразительные
«Колокольчики звенят»
средства музыкального произведения: В.А.Моцарт, «Колыбельная»
динамику (громко-тихо), темп (быстро- С.Левидов,
медленно), настроение (грустно, весело,
нежно и т.д.).
Учить детей различать длинные и
короткие звуки.
4 неделя
Репертуар
2.Навыки выразительного движения:
Побуждать
детей
творчески
и «Покажи ладошки»,
эмоционально исполнять музыкально«Лошадки в конюшне»
игровое упражнение.
М.Раухвергер,
Восприятие
музыкальных
произведений
Упражнение
для развития
слуха и
голоса
Пение:
Программное содержание
(27,29
янв.)
«Кто как идет».
Развивать у детей умение брать «Лошадка Зорька»
дыхание
между
короткими Т.Ломова,
музыкальными
фразами.
Способствовать
стремлению
петь «Мы - солдаты» Ю.Слонов,
мелодию чисто, смягчая концы фраз,
четко произнося слова.
Учить детей самостоятельно сочинять
«Петушки».
разные по настроению мелодии.
По
желанию
детей
Развивать тембровый слух детей.
«Угадай, на чем играю?»
17
«
Развлечение:
13 янв.
Создать обстановку эмоционального
«Елка в лесу у Деда
благополучия, дать детям возможность мороза».
отдохнуть и получить новые
впечатления.
Февраль
Вид деятельности
Музыкальноритмические
движения:
упражнения
пляски
игры
творчество
Слушание:
Восприятие
музыкальных
произведений
Пение:
Развитие
певческих
навыков
творчество
Игра на музыкальных
инструментах:
Самостоятельная
деятельность:
Развлечение:
Дата
Программное содержание
1-2 неделя 1.Музыкально-ритмические
(3,5,10
навыки: Развивать чувство ритма:
февр.)
учить детей ритмично играть на
ложках.
Слышать
смену
динамических оттенков, отмечая
ее в движении.
2. Навыки
выразительного движения: учить
детей красиво и правильно
исполнять элементы народной
пляски: кружение, выставление
ног на пятку, приседание. Учить
детей свободно ориентироваться в
игровой ситуации. Побуждать
детей придумывать простейшие
танцевальные движения.
12 февр.
Продолжать развивать у детей
желание слушать музыку. Вызвать
эмоциональную отзывчивость при
восприятии музыкальных
произведений. Различать средства
музыкальной выразительности,
передающие характер музыки.
Развивать звуковысотный слух
детей.
17,24февр. Формировать умение детей петь
легким звуком, своевременно
начинать и заканчивать песню.
Содействовать
проявлению
самостоятельности и творческому
исполнению
песен
разного
характера.
Побуждать придумывать мелодии
на слог.
26февр.
Учить и детей играть на одной
пластине металлофона.
Совершенствовать ритмический
слух детей.
19февр.
Содействовать устойчивому
интересу к совместным
праздникам.
Репертуар
«Вертушки»
И.Н.Гуммеля,
«Пружинки» Т.Ломова,
«Пляска с ложками»
р.н.м.,
«Летчики, на аэродром!»
Т.Ломова.
«Частушка»
Д.Кабалевский,
«Вальс»,
«Полька» Д.Кабалевский,
«»Мы запели песенку»
Р.Рустамов, «Наша
песенка простая»
Ан.Александров,
«Спой колыбельную и
плясовую».
«Мы идем с флажками»
Е.Тиличеева.
«Кто как идет».
«Мы ловкие и смелые.
День защитника
Отечества».
18
Март
Вид деятельности
Музыкальноритмические
движения:
упражнения
пляски
игры
творчество
Слушание:
Восприятие
музыкальных
произведений
Упражнение для
развития слуха и
голоса
Пение:
Развитие
певческих
навыков
творчество
Игра на музыкальных
инструментах:
Самостоятельная
деятельность:
Развлечение:
Дата
Программное содержание
5,10 марта 1.Музыкально-ритмические
навыки: Продолжать развивать
умение самостоятельно менять
движения в соответствии с двух,
трехчастной
формой
музыки.
Совершенствовать умение детей
выполнять движения с предметами
легко, ритмично. Самостоятельно
начинать и заканчивать танец.
2.
Навыки
выразительного движения: Учить
детей переходить от плясовых
движений к ходьбе, находить пару.
Развивать тембровое восприятие.
12марта
Репертуар
«Марш» Т.Ломова,
«Погладь птичку»
Т.Ломова,
«Пляска с цветами»
А.Жилин,
«Игра с цветными
платочками» Т.Ломова,
Учить детей различать средства
музыкальной выразительности:
громко – тихо, быстро - медленно,
высоко – низко.
«Маша спит» Г.Фрид,
Развивать чувство ритма.
«Веселые дудочки»
Е.Тиличеева.
2-3 неделя Учить детей узнавать знакомые
песни. Петь легко непринужденно,
(17,19,24,2 в умеренном темпе, точно соблюдая
6 марта)
ритмический рисунок, четко
проговаривая слова. Приучать к
сольному и подгрупповому пению.
Предложить придумать песенку
котенка.
31 марта
Формировать элементарные навыки
игры на металлофоне, исполнять
более сложный ритмический
рисунок.
Регулярно, Побуждать детей играть по
по
правилам.
желанию
детей
3 марта
Привлечь внимание детей,
воспитывать добрые чувства.
«Детская
«Узнай попесенка»
голосу»
Ж.Векерлен,
Е.Тиличеева.
«Зима прошла» Н.Метлов,
«Паровоз» З.Компанеец,
«Кто как идет».
«Музыкальные
молоточки».
«Петушок, курица,
цыпленок».
«Свою маму берегите,
дети!»
19
Апрель
Вид деятельности
Музыкальноритмические
движения:
упражнения
хоровод
творчество
Слушание:
Дата
Программное содержание
1-2 неделя 1.Музыкально-ритмические
навыки: самостоятельно менять
(2,7,9 апр.) движения со сменой музыкальных
частей,
развивать
чувство
партнерства.
2.
Навыки
выразительного
движения:
Побуждать
детей
выразительно передавать игровые
образы,
Совершенствовать
танцевальные
движения:
полуприседание, кружение. Учить
инсценировать песни.
Побуждать
детей
образно
исполнять игровые упражнения,
используя мимику и пантомиму.
14,16 апр.
Восприятие
музыкальных
произведений
Упражнение для
развития слуха и
голоса
Репертуар
«Жучки» обр.
В.Вишкарева,
«Упражнение с мячом»
Иоганн Штраус,
«Веселая девочка Алена»
А.Филиппенко,
«Вся мохнатенька».
Учить различать жанр песни,
самостоятельно определять ее
характер. Обращать внимание детей «Медвежата» В.Красев,
на динамические и регистровые
«Шуточка» В.Селиванов,
изменения музыки. Побуждать
детей придумывать свой рассказ,
выразив в нем музыкальные
«Громко - тихо».
впечатления.
Учить детей различать контрастные
динамические оттенки.
Пение:
Развитие
певческих
навыков
творчество
Игра на музыкальных
инструментах:
2-3 неделя Обучать детей выразительному
пению, формировать умение брать
(21,23 апр.) дыхание между музыкальными
фразами и перед началом пения.
Учить
петь
с
музыкальным
сопровождением и без него.
Предложить
детям
допевать
знакомую считалку.
28 апр.
Закреплять имеющиеся у детей
навыки игры на металлофоне.
Самостоятельная
деятельность:
Развлечение:
30 апр.
«Солнце улыбается»
Е.Тиличеева, «Кто
построил радугу?»
М.Парцхаладзе,
«Считалка».
«Музыкальные
молоточки».
Совершенствовать ритмический
слух детей.
«Веселые дудочки»
Е.Тиличеева.
Вызвать интерес к выступлению
старших дошкольников.
«Весна пришла».
20
Май
Вид деятельности
Музыкальноритмические
движения:
упражнения
танец
игры
творчество
Дата
1 неделя
(5,7 мая)
Программное содержание
Развивать динамический слух
детей. Побуждать детей передавать
характер, действия игрового образа
в соответствии с музыкой.
Закреплять умение выполнять
движения в парах: кружиться,
притопывать ногами. Развивать
быстроту реакции, ловкость. Учить
использовать знакомые
танцевальные движения в
свободных плясках.
Репертуар
«Тихие и громкие
звоночки» Р.Рустамов,
«Поезд» Н.Метлов,
«Полька» Р.Арсеев,
«Ищи игрушку»
В.Агафонников,
«Зайка» В.Карасева.
Слушание:
Восприятие
музыкальных
произведений
Упражнение для
развития слуха и
голоса
Пение:
12,14 мая
Развитие
певческих
навыков
Игра на музыкальных
инструментах:
Совершенствовать звуковысотный
слух детей.
3-4 неделя Учить детей петь слаженно,
начиная и заканчивая пение
(19,21 мая) одновременно
с
музыкой.
Внимательно слушать вступление и
проигрыш.
Узнавать
песни
сыгранные без аккомпанемента на
фортепиано, металлофоне.
26 мая
Учить детей играть на металлофоне
по одному и в ансамбле.
Самостоятельная
деятельность:
Развлечение:
Обратить внимание на
изобразительные особенности
песни, динамику звучания.
28 мая
«Дождь идет»
Р.Арсеева,
«Курица и цыпленок»
Е.Тиличеева.
«Строим дом» В.Красев.
«Мне уже четыре года»
Ю.Слонов, «Паровоз»
З,Компанеец.
«Музыкальные
молоточки».
Продолжать развивать
динамический слух детей.
«Громко – тихо».
Воспитывать любовь к семье.
Воспитывать чувство
коллективизма и товарищества.
«Нам вместе весело».
21
5. Целевые ориентиры на этапе
завершения дошкольного образования
• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательноисследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий,
участников по совместной деятельности.
• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим
людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует
со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и
радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя,
старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной
деятельности.
• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической
принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в
этом нуждается.
• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и
прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную
ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать
различные ситуации и адекватно их оценивать.
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания,
использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными
движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам
в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать
правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
• Проявляет ответственность за начатое дело.
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям
природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными
знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями
детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы,
естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь
на
свои знания и умения в различных видах деятельности.
• Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к
дальнейшему обучению в школе, институте.
• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения
народного
и
профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную
деятельность и т. д.).
• Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет
представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических
событиях.
22
• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая
традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о
том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к
старшим и заботу
о младших.
• Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни
как ценность.
Целевые ориентиры образования
в младенческом и раннем возрасте
• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально
вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в
достижении результата своих действий.
• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение
бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет
простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и
игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
• Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
• Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит
«спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет
первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице
и старается соблюдать их.
• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами,
понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится
полноценным средством
общения с другими детьми.
• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются
игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру,
предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть
рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
• Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных
наблюдениях.
• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится
двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и
искусства.
• С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в
театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
• Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег,
лазанье, перешагивание и пр.). С интересом
участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
23
6. Список литературы
1. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного
образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е
изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
2. Открытые мероприятия для детей старшей группы детского сада: Образовательная область
"Речевое развитие"; «Художественно-эстетическое развитие»; «Познавательное развитие» / Под ред.
А.В. Аджи, Н.А. Кудинова. – Воронеж: Метода, 2014.
3. Тематические праздники и развлечения: Старшая группа / Под ред. О.Н. Арсеневская, Г.Г.
Корчевская, Г.А. Копцова, Л.Н.Литау, М.В. Ильянова, И.Ю. Филиппова, С.Н. Горбунова. –
Волгоград: Учитель, 2013.
4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013
г. №1155.
24